«Преодолей-ка» — где каждый для всех

17 июль

«Преодолей-ка» — где каждый для всех

(0 голосов)
размер шрифта

Много лет в отношении детей с особыми потребностями говорят о создании безбарьерной среды и инклюзии. И тем ценнее, что на этом фоне вырос и развился уникальный в своем роде проект. «Преодолей-ка» — это особое образование на стыке хореографии, психологии и реабилитационной медицины. Это инклюзивный танцевальный коллектив для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата и ДЦП, где огромное значение имеет развитие в детях актерского мастерства через искусство танца.

На вопросы нашего журналиста ответили художественный руководитель проекта «Преодолей-ка» Евгений Елкин и президент фонда поддержки инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Преодолей-ка» Анна Гонек. 

 

Сколько лет существует БФ «Преодолей-ка»? Каковы задачи фонда? 

Е. Елкин: Проект занимается инклюзивной хореографией, куда в равной степени входят следующие позиции: 

  • работа над правильной ходьбой,
  • создание образа,
  • поддержание физической формы (классический танец, народный, акробатика, контемп),
  • работа, направленная на обретение внутренней гармонии, единение с природой,
  • коллективный труд и создание художественных номеров,
  • социальный танец (танго, диско),
  • дуэтная работа,
  • работа психолога.

Главная задача проекта — системно вести работу по этим позициям. 

 

Какие проекты реализует фонд? С кем ведется работа? 

А. Гонек: Фонд обеспечивает жизнедеятельность инклюзивного танцевального проекта, который включает в себя все то, что перечислено выше. Работа ведется с людьми с нарушением опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом и со здоровыми людьми. 

 

Сколько людей охвачено проектом?

За весь период существования фонда поддержку получили более 300 семей. Как правило, за один танцевальный сезон мы работаем приблизительно с 50 подопечными. 

 

Работают ли у вас волонтеры? 

А. Гонек: К работе с детьми мы не допускаем волонтеров, работают только штатные специалисты с высшим и специальным образованием. Волонтеры помогают с фото и видеосъемкой. К нам часто приходят фотографы, вдохновляясь процессом работы проекта. Помогают с популяризацией проекта, материалами в СМИ, организацией новогоднего праздника. Также нам финансово неоднократно помогало волонтерское движение «Вместе можем все!»

 

Когда и кем был создан проект? 

А. Гонек: Проект был создан в 2010 году мной, президентом фонда и специальным психологом Анной Гонек, и художественным руководителем, профессиональным хореографом Евгением Елкиным. Для поддержания проекта в 2013 году был зарегистрирован благотворительный фонд. 

 

Что является целью танцевального проекта? 

Е. Елкин: Главная цель — спасение мира (смеется). Это в первую очередь построение модели трудовых отношений в инклюзивном коллективе и одновременно создание номеров. Укрепление общества за счет создания культурных и внутренних связей людей в коллективе, социализации, подготовки граждан, способных трудиться, которые смогут приносить пользу государству. Мы не развлекаем. Все дети относятся к занятиям ответственно. 

Здесь каждый участник знает свою позицию, осознает ответственность за работу, вносит свой вклад в создание конечного продукта — хореографического номера. 

 

Что для этого требуется? 

Е. Елкин: Если мы говорим о людях с инвалидностью, то это развитие двигательных навыков, обучение ребят двигательным элементам, работа над ритмом, физическая подготовка и прочее.

Здоровые дети получают хореографическую подготовку (обучение хореографии в разных формах), которая в современном обществе обязательно включает в себя дуэтное взаимодействие, акробатику, освоение современных стилей (контемп, хип-хоп, поппинг и прочее). 

Дети растут, меняются, и все проблемы, которые мы решаем, создают условия для следующего этапа роста. Каждый новый год — это новый номер, новая сольная партия, новая тема, которую участники проекта раскрывают. 

 

С какими трудностями пришлось столкнуться при создании проекта? 

А. Гонек: Сначала к нам никто не шел. Мы работали с одним ребенком с ДЦП. Очень сложно было донести до родителей важность этих занятий и необходимость такого труда. Да и не было примера подобного коллектива. Родители не знали, что такой вид деятельности возможен и доступен для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то время мы могли себе позволить долго работать с одним ребенком, от нас не требовали количественных показателей. Увидев результаты, родители других детей поверили в проект, и наш коллектив сильно расширился. 

 

Кто помогал в организации проекта: госструктуры, социальные комитеты, спонсоры, добровольцы. 

А. Гонек: На начальном этапе был один главный спонсор. В 2010 году мы выиграли грант у одной из структур ПАО «Газпром». Они были нашими основными спонсорами на протяжении восьми лет вплоть до своего закрытия в 2020 году. Также нам помогали и продолжают нас поддерживать частные компании. С 2017 года мы получали государственную поддержку в виде грантов.

Пандемия существенно сократила помощь и со стороны государства, и со стороны юридических лиц. В феврале 2022 года «Преодолей-ка» была на грани закрытия, и нас спасла компания «Эксцельсиор», а летом того же года удалось выиграть гранты Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и «Абсолют-Помощь». Грант фонда Тимченко мы уже реализовали, сейчас сотрудничаем с «Абсолют-Помощь».

 

В чем заключается инклюзия проекта? Что такое инклюзия для вас? 

Е. Елкин: Для проекта и меня инклюзия — это создание продуктивной, взаимно полезной среды для всех участников проекта без опоры на тьюторство, попечительство. Когда деятельность сама по себе соединяет участников для исполнения одной цели. И эта цель важна для творческого роста каждого участника. 

А. Гонек: Это гармоничное взаимодействие людей с разными физическими возможностями, не столько процесс, сколько среда, кем-то выстроенная, где каждый может принести пользу. Инклюзия возможна там, где правильно расставлены цели и задачи, правильно подобран коллектив. Ее нужно правильно формировать, как и любой трудовой коллектив. Убери того, кто выстраивает цель, и коллектив распадется. В «Преодолей-ке» такой человек — наш художественный руководитель. 

 

Как строится работа в коллективе? Какие основные принципы?

Е. Елкин: С каждым ведется индивидуальная работа, групповая работа со здоровыми участниками, групповая инклюзивная со всеми участниками проекта и индивидуальные занятия хореографией с участниками с инвалидностью. Каждому обеспечивается индивидуальный подход, подбор стиля. Учитываются все особенности. 

Мы воспитываем человека, умеющего трудиться и осознавать свою роль в обществе это наш принцип работы. Даем участникам проекта необходимые хореографические навыки, развиваем физически и творчески. Наш коллектив, с точки зрения инклюзивного, профессиональный. Эффект от нашего искусства не отличается от эффекта выступления профессионального исполнителя. 

Подход, который мы используем в нашей реабилитационной работе, также очень эффективен в работе со здоровыми людьми. Они достигают больших целей при меньшем количестве занятий, и их роль очень значима и ответственна в проекте. 

 

Сколько участников в проекте? Много ли ребят с ДЦП? 

А. Гонек: На сегодняшний день в коллективе около 50 человек. Наш проект имеет опыт работы более чем с 30 детьми с ДЦП. Как уже было сказано ранее, первым участником проекта был мальчик с ДЦП. Будучи участником «Преодолей-ки», он получил очень многое: признание, возможность учиться в школе по общей программе, друзей. При сложном физическом состоянии Даня был какое-то время лидером коллектива, обрел искреннюю любовь детей и понимание с их стороны. Находясь в коллективе, он был полноценным членом общества, участвовал во многих номерах и стал солистом номера «Надежды свет», выступил с ним на Паралимпиаде в Сочи. Это выступление очень тронуло всех зрителей. 

Другой участник проекта с ДЦП — Сережа — продолжает много лет заниматься у нас. Он прожил много образов в танце. Занятия его поддерживают, дают ему направление физического, интеллектуального развития, смысл жизни, а его родителям — точку опоры, стабильность. 

Еще один пример — девушка Аида — у нее гиперкинезы, она не может говорить, живет в своем мире, в тюрьме своего тела. Номер «Фантазии на песке» дал ей возможность хоть что-то о себе сказать. В жизни она сталкивается с непониманием со стороны других людей. А на сцене с помощью одного номера она успела рассказать о себе и познакомить с собой людей. Зритель, в свою очередь, смог прочувствовать ситуацию и увидеть в главной героине человека. 

 

Какие проблемы возникают в коллективе?

Е. Елкин: Основные проблемы связаны с нарушением системности детьми и их родителями. Когда семья прерывает работу для того, чтобы уехать на выездную реабилитацию, которая, может, и не так сильно нужна, прерывается работа, а в ней участвует весь коллектив проекта, в результате тот этап, который дети должны были пройти вместе, не может быть пройден. Если родители ребенка решили отдать его в наш коллектив, то посещение занятий в течение сезона является обязательным, за исключением серьезного и необходимого лечения. 

 

Было ли вам страшно браться за инклюзивный коллектив? Опускались ли руки из-за проблем? 

Е. Елкин: Работа соответствует моему психофизическому состоянию, мне она нравится. Профессиональный человек не может себе позволить опустить руки, и мы доказали за годы работы, что профессионально пригодны и способны на этот труд, в отличие от тех, кто не смог адаптироваться и был уволен с различных должностей. Профанация труда здесь исключена. 

 

Как проходят репетиции? Приходится ли быть строгим? Часто ли шутите во время репетиций?

Е. Елкин: Стараюсь не быть чрезмерно строгим, но требовать приходится. Для того чтобы дети легче воспринимали материал, ищу способ, когда могу подать задачу более мягко и легко. Тем не менее, это не позволяет ребятам делать все спустя рукава. Хореография очень требовательная дисциплина. Она зачастую заставляет испытывать боль и страдания, хотя духовное удовлетворение от танца, безусловно, выше.

Все наши ученики попадают в зависимость от хореографии (смеется). Репетиции проходят по тому же принципу, как во всех профессиональных коллективах. Работа над номером ведется постоянно, репетиции — особая форма в преддверии выступлений. Участники проекта отрабатывают элементы, взаимодействие, стремятся передать образ, держат себя в постоянной готовности. Для нас очень важны выступления, они главный показатель нашей работы. Большую роль в подготовке к выступлениям и сопровождению детей во время выступлений играют родители.

 

Случаются ли во время репетиций или выступлений проблемы со здоровьем у участников проекта? Как вы выходите из положения?

А. Гонек: Бывает разное. Вместе с родителями, которые всегда присутствуют у нас на занятиях, мы решаем, как поступить в каждом конкретном случае. Либо купируем проблему, либо заменяем исполнителя, либо отменяем выступление. Но последний вариант — крайне редкий. Каждое выступление дорого для самих детей, солистов номеров. Мы всегда стараемся найти выход. 

 

Где проходят выступления? Сколько их примерно в год?

А. Гонек: Среди площадок выступлений — Государственный Кремлевский дворец, Манежная площадь, храм Христа Спасителя, ТЮЗ им. А. А. Брянцева, театры Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, столичные и региональные культурные центры и так далее.

В благополучные годы у нас было примерно 40 выступлений в год. Пандемия снизила этот показатель практически до нуля. Для детей и взрослых это было большой потерей. Сейчас активное участие в выступлениях возвращается. За 2022 год мы выступили более 30 раз, и это в два раза больше, чем в 2021 году. 

 

Сколько номеров в репертуаре ансамбля? Какой номер ваш любимый, почему? Какой номер больше всего любят сами участники?

Е. Елкин: Нет единого номера, который можно выделить. Это то же самое, что спросить: «Кого из своих детей вы любите больше?» Для создания каждого номера нужно вложить все душевные силы, требуется определенное состояние, чтобы номер родился. Конечно, я не могу не любить номера. Моя задача в том, чтобы их полюбил и зритель. 

Каждый номер появляется только тогда, когда в нем возникает потребность. Он результат общих чаяний. Благодаря этому участники с инвалидностью получают возможность раскрыть себя в образе, а здоровые участники — освоить новый стиль в хореографии. Каждому возрасту интересен свой: дети любят танцевать хип-хоп, девочки постарше — контемп и классику. 

 

А. Гонек: За весь период существования проекта мы создали около 50 номеров. Есть номера, полноценно прожившие свою жизнь, а есть те, которые не успели пожить по тем или иным причинам. Вернуть их уже нельзя, но они остаются в нашей памяти. 

 

Как стать участником проекта и подопечным фонда? 

А. Гонек: Нужно обратиться к президенту фонда по номеру телефона +7-916-801-19-04 или написать на preodoley-ka@yandex.ru. Рассказать о себе, договориться о встрече, прийти на занятия для личного знакомства. 

 

Что вы хотите пожелать нашим читателям?

А. Гонек: Читателям пожелаем быть активными, искать в жизни свой интерес, свое увлечение и реализовывать его на благо общества.

 

Беседовала Марина Козикова. г. Москва

Для информационно-практического журнала

«Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» №3 (63) 2023

Прочитано 421 раз
Super User

Lorem ipsum dolor sit amet, consetetur sadipscing elitr, sed diam nonumy eirmod tempor invidunt ut labore et dolore magna aliquyam erat, sed diam voluptua. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla eos et accusam pariatur.

Сайт: www.bdthemes.com Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Адреса проведения занятий

  • г. Москва, Бережковская набережная, д.20 стр.64

 

Часы работы

Понедельник 9:00 - 19:00
Вторник 9:00 - 19:00
Среда 9:00 - 19:00
Четверг 9:00 - 19:00
Пятница 9:00 - 19:00
Суббота 9:00 - 19:00
Воскресенье 9:00 - 19:00